Вспоминая светло

Память о том, что  у Бога нет мёртвых, но все живы, побуждает меня выразить мою сердечную благодарность матушке Зинаиде Климовой за доброту её души.

Пройдя земной путь, матушка Зинаида внесла бесценный вклад в возрождение духовной жизни и  церковной деятельности  прихода города Буя, где и ныне служит её супруг, благочинный Буйского округа протоиерей Аркадий Климов.

Главным матушкиным  Сокровищем и сознательным Исканием всегда был и оставался Господь.

Под руководством отца Аркадия она, как «птица, особящаяся на зде», по слову пророка Давида, с благоразумием духовным и ответственностью начала свой подвиг во имя возрождения духовности на буйской земле.

Матушка священника, она показывала образец семейной жизни. Но образец особенный. Ведь Бог вверил ей большое дело – быть первой помощницей батюшки на приходе, открыл ей крестный путь, на котором учителем для неё стал сам отец Аркадий.
Открытостью и дружелюбием матушка возжигала в других желание правильной жизни, пробуждала совесть людей.

Прихожане Воскресенского храма  в те далёкие 70-е годы сразу почувствовали, что сердца батюшки и матушки не были и никогда не будут вратами для немощей и мелочности, но «садом заключённым добродетелей» (Песн. 4, 12), откуда будет виден путь, ведущий к небу.

Матушка Зинаида пребывала в неразрывном сердечном общении с Богом, почитание  Божией Матери было глубинной составляющей её души (праздник Успения Божией Матери – среди особенно ею любимых).  Вместе с батюшкой они посещали устремленный в небеса Пюхтицкий монастырь, который в те годы ещё не был за границей. А когда возвращались  домой в свой духовный улей, безгранично делились радостью с приходящими.

Мы видели, как пела и молилась матушка, сколь напряжённа была  внутренняя жизнь её души. Мы заставали её в молитве предельно сосредоточенной, растроганной до слёз. В ней уже тогда было зримо «иного жития вечнаго начало» (2 тропарь 7 песни Пасх. канона), удивительно сочетающегося с зарядом радости жизни, – большая редкость. Двери их домика – духовного гнезда – были открыты всем жителям города.

В 1991 году мы с матушкой Макарией (Травиной) приехали из Пюхтицкого монастыря для восстановления Богоявленско-Анастасииной обители в Костроме.

Первая же радостная встреча  в монастыре  с батюшкой и матушкой словно дала  старт дальнейшей благотворительности: первым благотворителем стал отец Аркадий. Он же –  и первым духовником для сестёр.

И уже когда мы приехали с матушкой Макарией к Батюшке в гости, то почувствовали, что приехали к родным людям.  В приёмной комнате нас ждало угощение – матушкины вкуснейшие пирожки.  Много большим, чем просто духовные беседы, было общение – нечто распахнутое в небеса. Я, как всегда, что-нибудь у Батюшки спрашивала и просила. Батюшка удивлялся, улыбался отечески и говорил, что поможет. Однажды говорю: «Мне понравилась у Вас вот эта назидательная Божественная картина» – Батюшка с улыбкой стал  снимать её со стены. Конечно, он понимал, что нам нужно было и насущное для монастыря приобретать, так как начинали с нуля, и сестер красотой поддерживать-утешать, а денег не было. У Батюшки и Матушки были не только любовь и смирение, но и важная монашеская добродетель – нестяжание. Они могли отдать людям буквально всё. Однажды мы приехали, удивились: в доме у них стол, стул, светильник. Батюшка будто говорил всем своим чадам словами пророка Иеремии: «Я напою душу утомлённую и насыщу всякую душу скорбящую» (Иер. 31,25).

Матушка Зинаида говорила ласково, обращалась к Батюшке всегда с великим уважением, «на Вы». Мы часто слышали: «Батюшка, давайте им поможем, кто же им поможет?» И, благодаря их постоянным о нас заботам и попечениям, наши труды по восстановлению Богоявленско-Анстасииного монастыря становились радостными.

На сестёр отец Аркадий производил всегда сильное впечатление: исповедями,   спокойствием, поддержкой, ощущением духовной радости. Казалось, нашей обители Батюшка отдавал всю свою пастырскую любовь, а главное – это чувствовала каждая сестра.

У нас было ещё  тогда Успенское подворье в селе Домнино, где находились 15 сестёр. И отец Аркадий, по словам матушки Макарии, «не жалея своих сил и здоровья», всегда и там, чем мог, помогал. У древних отцов сказано об «общении в любви и служении», вот так и было  в Домнино: не покладая рук, трудились сёстры, а когда приезжал отец Аркадий, то собирались чада «воедино» (Ин. 11,52). Возраст, откуда родом,  образование, здоровье, умственные способности и длительность монашеской жизни –  всё он учитывал, и видел нужды каждой, и соответственно духовно помогал.

Наши повседневные труды от рассвета до заката в первые годы облегчала матушка Зинаида. Неустанно принимавшая гостей дома, Матушка приезжала к нам помочь с трапезами на Великие праздники. Воспоминания остались очень светлые. Моя келья находилась рядом с маленькой кухней. Матушка Зинаида и одетая мною в хитон и платочек её мама Феоктиста (причислена позднее послушницей к нашей обители) вместе с матушкой Макарией готовят трапезу. Полная тишина, молитва, радость и благоговение. В 5 часов утра пробуждаюсь, открываю глаза – а они только что закончили!

Вот они, наши матери! Через них получаем мы благословение и святое предание.

«Возведи очи твои и посмотри вокруг», – сказал в великой древности Святой Пророк Исаия (Ис. 60, 4). Потому честное имя нашей незабвенной, дорогой, любимой и родной матушки Зинаиды не только в её день рождения в вечность – 25 ноября, но и всегда будет поминаться в наших сердцах, словах и молитвах!

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного монастыря
Игумения Иннокентия (Травина)
г. Кострома
25.11.2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *